Офисы за Третьим транспортным – лидеры рынка начала года

Спрос на офисы в Москве продолжает достаточно активно падать. По мнению ряда аналитиков, данная тенденция является уже ярко выраженным вектором поступательного развития сегмента столичного рынка коммерческой недвижимости. При этом наиболее крупные, богатые и авторитетные компании всё еще пытаются поддерживать премиальный рынок, однако многие более мелкие предприниматели начинают рассматривать для аренды объекты, расположенные за границами Третьего транспортного кольца.

Основные цифры

Уже сейчас можно сказать, что 2014 год не сможет достичь показателей предыдущего года. Вероятно, в текущем году будет введено в эксплуатацию примерно 500-600 тысяч м² качественных офисных площадей (при прогнозируемых перед началом года 800 тысячах м²), тогда как в прошлом году официально были сданы 759,4 тыс. м² офисных площадей.

Повышение числа офисов-муравейников – тенденция столичного рынка

В первую очередь, хочется подчеркнуть, что даже в рамках одного класса размер арендной ставки достаточно серьезно отличается в зависимости от территориального расположения офисного объекта. Примечательно, что столичный рынок офисной недвижимости ждёт сразу несколько достаточно опасных тенденций. Во-первых, это, конечно, поступательное увеличение свободных площадей. Во-вторых, повышается число т.н. офисов-муравейников (центров с большим количеством собственников). Бизнес-центры подобного типа чаще всего относятся к классам В- и С.

Их собственниками преимущественно выступают организации, для которых инвестиции в недвижимость не являются профильным направлением деятельности, а просто возможностью получения «быстрых денег». В большинстве случаев подобные офисные площади берут в аренду небольшие туристические агентства, начинающие рекламные компании, фотостудии, юридические фирмы и т.д.

Вынужденные проблемы

Безусловно, как собственники подобных бизнес-центров муравейников, так и арендаторы непосредственно самих офисных площадей, вынуждены сталкиваться с целым рядом неприятных моментов. Основной из них считается эксплуатация мест общественного пользования. Чаще всего они остаются в собственности у первичного владельца либо перераспределяются между каждым собственником-участником подобного «муравейника» в коэффициентном соотношении. Наибольшей проблемой при этом является противозаконное присвоение мест общего пользования. Нередко она даже заканчивается продолжительными и утомительными судебными разбирательствами.

Еще одна стандартная проблема эксплуатации подобных бизнес-центров – это изношенность инженерных систем и сетей. Кроме всего прочего, достаточно часто и состояние самого здания не может удовлетворять каким-либо серьезным требованиям. В результате арендаторы могут сталкиваться с трудностями в работе лифтов, плохим энергоснабжением, затоплением санузлов и рядом других весьма неприятных моментов. Безусловно, подобная ситуация сопровождается оттоком арендаторов.

Ситуация на рынке

Несмотря на вышеуказанные проблемы, офисный сектор продолжает оставаться лидером в сегменте коммерческой недвижимости по объему предложений. При этом спрос на неё не растет, что обусловлено преимущественно макроэкономическими факторами. В результате подобная ситуация значительно влияет на ликвидность даже качественных площадей. Более того, в среднесрочной перспективе можно не ожидать повышения востребованности офисной недвижимости. Всё это приводит к увеличению объема свободных площадей.

Изменение подхода как способ выхода на новый уровень

Своеобразным спасением для таких бизнес-центров является появление крупных арендаторов. Нередко они выступают дополнительным магнитом для ряда других компаний. В подобных ситуациях собственники офисных площадей готовы обеспечивать максимально выгодные условия и предоставлять специальные бонусы для больших арендаторов. Это могут быть льготы, бесплатные дополнительные площади, арендные каникулы и т.д.

Еще одним достаточно эффективным способом решения проблемы с заполняемостью свободных площадей является выявление и устранение ошибок в концепции ведения арендной деятельности. К примеру, нередко собственник может предлагать офисы большой площади, на которые отсутствует спрос в его районе. В данном случае достаточно грамотно и своевременно переориентироваться на требования рынка. Это позволит минимизировать возможные издержки.

Достаточно интересной является и взаимосвязь между уменьшением интереса к офисным помещениям и ростом предложения апартаментов. Существующие ограничения на строительство жилья в столице вынуждают под видом офисных помещений строить обычные апартаменты.

Снять в аренду офис в ОСК «Колесо»
Вернуться к списку статей